Часть 3. раздел 1

ЧАСТЬ 3. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ

Раздел 1. Законодательная власть

I. Великое Национальное Собрание Турции

А. Структура

Статья 75. Великое Национальное Собрание Турции состоит из 550 депутатов, избранных на основе всеобщего избирательного права.

В. Требования, предъявляемые к депутатам

Статья 76. Каждый турок, достигший тридцатилетнего возраста, может быть представителем.

Лица, не имеющие начального образования, лишенные правоспособности, не прошедшие обязательную военную службу, лица, не имеющие права состоять на государственной службе, приговоренные к длительному тюремному заключению за совершение тяжких преступлений, а также к тюремному заключению общим сроком на год и более, за исключением лиц, совершивших преступление по неосторожности; лица, осужденные за такие постыдные преступления, как растрата, коррупция, взяточничество, хищение, мошенничество, подделка документов, злоупотребление доверием, злостное банкротство, а также за контрабанду, преступный сговор в подкупе должностного лица, преступления, связанные с разглашением государственной тайны, участие в идеологических и анархистских выступлениях или подстрекательство и поддержка таких действий, не могут быть избраны депутатами, даже если эти лица были амнистированы. ne Судьи и прокуроры, члены высших судебных органов, члены преподавательского состава высших учебных заведений, члены Совета по высшему образованию, служащие государственных учреждений и представительств, которые имеют статус государственных служащих, другие государственные служащие, не обладающие статусом рабочих, а также военнослужащие не могут выдвигаться в качестве депутатов или быть депутатами, если они не подадут в отставку.

С. Сроки выборов Великого Национального Собрания Турции

Статья 77. Выборы Великого Национального Собрания Турции проводятся каждые пять лет.

Собрание может принять решение о проведении новых выборов до истечения этого срока, кроме того, новые выборы могут быть назначены решением Президента Республики в соответствии с положениями Конституции.

Депутат, чей срок полномочий истекает, имеет право переизбираться.

В случае решения провести новые выборы полномочия Собрания продолжаются до выборов нового Собрания.

D. Отсрочка выборов в Великое Национальное Собрание Турции и дополнительные выборы

Статья 78. Если проведение новых выборов невозможно из-за состояния войны, Великое Национальное Собрание Турции может принять решение об отсрочке выборов на один год.

Если основания для отсрочки не отпадают, эта мера может быть повторена в соответствии с порядком отсрочки выборов.

Дополнительные выборы проводятся, если в Великом Национальном Собрании Турции возникают вакансии. Дополнительные выборы проводятся один раз в течение созыва Собрания и не могут проводиться раньше чем через 30 месяцев после даты предыдущих всеобщих выборов. Однако в случаях, когда число свободных мест достигает 5% от общего количества мест — выборы проводятся в трехмесячный срок.

Дополнительные выборы не могут проводиться менее чем за год до всеобщих выборов.

Е. Общее руководство и контроль за выборами

Статья 79. Выборы проводятся под общим руководством и контролем судебных органов. Высшая Избирательная Комиссия выполняет все функции в целях обеспечения честного и организованного проведения выборов с начала и до конца голосования, рассматривает и выносит окончательное решение относительно всех нарушений, жалоб, возражений по поводу выборов во время и после голосования, а также проверяет результаты выборов членов Великого Национального Собрания Турции. Не могут быть обжалованы в какой-либо иной инстанции решения Высшей Избирательной Комиссии.

Функции и полномочия Высшей Избирательной Комиссии и других избирательных комиссий определяются в соответствии с законом.

Высшая Избирательная Комиссия состоит из 7 основных членов и 4 заместителей. Шесть ее членов избираются на пленарном заседании Высшего апелляционного суда, а пять членов избираются на пленарном заседании Государственного Совета из числа собственных членов тайным голосованием и абсолютным большинством от общего числа членов. Эти члены выбирают председателя и заместителя председателя из своего состава абсолютным большинством и тайным голосованием.

Среди избранных в Высшую Избирательную Комиссию от Высшего апелляционного суда и Государственного Совета два члена от каждой группы определяются жребием как замещающие члены. Председатель и заместитель председателя Высшей Избирательной Комиссии не принимают участия в этой процедуре.

Общее руководство и контроль за проведением референдума по законопроектам, вносящим поправки в Конституцию, осуществляются по тем же правилам, что и выборы депутатов.

F. Положения, касающиеся членства в парламенте

1. Представительство нации

Статья 80. Члены Великого Национального Собрания Турции представляют не просто их собственные избирательные округа или составные части, а нацию в целом.

2. Принятие присяги

Статья 81. Члены Великого Национального Собрания Турции при вступлении в должность приносят следующую присягу:

«Клянусь честью и совестью перед великой Турецкой нацией защищать существование и независимость государства, неделимую целостность Родины и нации, безусловный суверенитет нации, оставаться приверженцем верховенства закона, демократической и светской республики, принципам и реформам Ататюрка, не отходить от идеала, согласно которому каждый имеет право пользоваться основными правами и свободами человека в условиях общественного спокойствия и благосостояния, национальной солидарности и правосудия, оставаться верным Конституции».

3. Действия, несовместимые с членством в парламенте

Статья 82. Члены Великого Национального Собрания Турции не могут занимать должности в государственных учреждениях и других общественных корпоративных органах и их филиалах; в корпорациях и предприятиях, связанных с государством, и других общественных организациях, обладающих статусом юридического лица, в исполнительных или контрольных органах предприятий и корпораций, где имеется прямое или косвенное участие государственных и общественных организаций, обладающих статусом юридического лица, в исполнительных и надзорных органах благотворительных организаций, чьи особые возможности и привилегии обеспечиваются в соответствии с законом: в исполнительных и надзорных органах благотворительных фондов, которые пользуются освобождением от налогов и получают финансовые субсидии от государства; в исполнительных и надзорных органах профсоюзов и других общественных профессиональных организаций, в предприятиях и корпорациях, в которых вышеупомянутые союзы и ассоциации или их руководящие органы имеют акции и при этом они не могут быть назначены как представители вышеуказанных органов или быть стороной в деловом контракте непосредственно или косвенно, а также быть представителем при рассмотрении дел в арбитраже.

На членов Великого Национального Собрания Турции не должны возлагаться какие-либо официальные и частные обязанности, включающие рекомендации, назначения на должность или одобрение исполнительным органом.

Принятие представителем временного назначения, данного Советом министров по определенному вопросу на срок не более шести месяцев, зависит от одобрения Великим Национальным Собранием Турции.

Другие функции и действия, несовместимые с членством в Великом Национальном Собрании Турции, регулируются законом.

4. Парламентский иммунитет

Статья 83. Члены Великого Национального Собрания Турции не ответственны за свое голосование и свои заявления при исполнении функций парламентария, за мнения, которые они высказывают в Великом Национальном Собрании Турции, а также за их повторение или предание гласности вне стен Великого Национального Собрания Турции, если Великое Национальное Собрание Турции не решает иначе по предложению Президиума данного Собрания. Представитель, который обвиняется в совершении им преступления до или после выборов, не может быть арестован, допрошен, задержан или осужден, если Великое Национальное Собрание Турции не примет иного решения.

Это положение не применяется в случаях, когда парламентарий пойман на месте совершения преступления, предусматривающего строгое наказание, и в случаях, предусмотренных статьей 14 Конституции, при условии, что судебное разбирательство было начато перед выборами.

Однако о таких ситуациях компетентные органы должны немедленно сообщить непосредственно в Великое Национальное Собрание Турции. Исполнение приговора, вынесенного в отношении члена Великого Национального Собрания Турции до или после его выборов, приостанавливается до истечения срока его полномочий; срок давности не применяется в течение срока его членства в парламенте.

Расследование и судебное разбирательство в отношении переизбранного представителя зависит от возвращения Великого Национального Собрания Турции к вопросу о лишении его иммунитета.

Политические партии в Великом Национальном Собрании Турции не могут проводить обсуждения или принимать решения относительно парламентского иммунитета.

5. Прекращение полномочий

Статья 84. Вопрос о прекращении полномочий представителя, подавшего в отставку, решается на пленарном заседании Великого Национального Собрания Турции после того, как Президиум Великого Национального Собрания Турции засвидетельствует законность прошения об отставке.

Прекращение полномочий на основании вынесения окончательного судебного решения или лишения правоспособности считается вступившим в силу после того, как окончательное решение суда по существу было вынесено на пленарном заседании Великого Национального Собрания Турции.

Решение о прекращении полномочий представителя, настаивающего на сохранении должности, или если он продолжает заниматься деятельностью, несовместимой с членством в соответствии со статьей 82, принимается тайным голосованием на пленарном заседании после представленного на рассмотрение доклада, подготовленного компетентной комиссией, которая создается по каждому конкретному случаю.

Решение о лишении полномочий депутата, который, будучи депутатом, без уважительной причины или без разрешения не является на пять заседаний в течение одного месяца, принимается абсолютным большинством голосов всех членов после того, как Президиум Великого Национального Собрания Турции разрешит ситуацию.

Полномочия депутата, чьи заявления и действия фиксируются в заключительном решении Конституционного суда как основание окончательного роспуска его партии, прекращается в день, когда решение рассматриваемого вопроса и его оправдания опубликовано в правительственном вестнике.

Спикер Великого Национального Собрания Турции должен немедленно принять необходимые меры, касающиеся такого решения, и информировать об этом Пленум.

6. Требование об отмене

Статья 85. Если парламентский иммунитет депутата был снят или если лишение полномочий произведено согласно частям 1, 3 или 4 статьи 84, то соответствующий депутат или другой представитель может в течение семи дней со дня решения Великого Национального Собрания Турции обратиться в Конституционный суд с просьбой аннулировать решение на том основании, что оно противоречит Конституции, закону или Регламенту Великого Национального Собрания Турции. Конституционный суд должен решить вопрос об обжаловании в течение 15 дней.

7. Парламентское вознаграждение

Статья 86. Жалованье и пособие членов Великого Национального Собрания Турции регулируются законом. Ежемесячная сумма жалованья не должна превышать жалованье наиболее высокооплачиваемого служащего; путевые расходы не должны превышать половину этого жалованья.

Жалованье и пособия, выплачиваемые членам Великого Национального Собрания Турции, не требуют приостановления пенсионных отчислений и подобных выплат органами социального обеспечения.

Жалованье и пособия могут быть выплачены максимум за три месяца вперед.

II. Функции и компетенция Великого Национального Собрания Турции

А. Общие положения

Статья 87. Функциями и компетенцией Великого Национального Собрания Турции являются принятие, изменение и отмена законов, контроль за деятельностью Совета министров; разрешение Совету министров по некоторым вопросам издавать правительственные постановления, имеющие силу закона; обсуждение и одобрение проекта бюджета и проекта закона окончательных расчетов, принятие решений относительно эмиссии денег и объявления войны; ратификация международных соглашений, решения об объявлении всеобщей и частичной амнистии, исключая тех, кто был осужден за действия, указанные в статье 14 Конституции; подтверждение смертных приговоров, вынесенных судами, а также осуществление полномочий и выполнение функций, предусмотренных другими статьями Конституции.

В. Внесение и обсуждение законов

Статья 88. Правом законодательной инициативы обладают Совет министров и депутаты. Процедура и основополагающие начала, касающиеся обсуждения законопроектов и законопредложений в Великом Национальном Собрании Турции, определяются Регламентом.

С. Промульгация законов Президентом Республики

Статья 89. Президент Республики промульгирует законы, принятые Великим Национальным Собранием Турции в течение 15 дней.

В течение такого же срока он обращается к Великому Национальному Собранию Турции для повторного рассмотрения законов, которые он считает неприемлемыми для промульгации, вместе с указанием причин. Эти положения не распространяются на законы о бюджете.

Если Великое Национальное Собрание Турции принимает возвращенный закон в прежнем виде, то Президент Республики должен промульгировать его; если Великое Национальное Собрание Турции вносит изменения в возвращенный закон, Президент Республики может снова вернуть измененный закон Собранию.

Положения, касающиеся конституционных поправок, остаются в силе.

D. Ратификация международных соглашений

Статья 90. Ратификация соглашений, заключенных с иностранными государствами и международными организациями от имени Республики Турции, осуществляется Великим Национальным Собранием Турции в соответствии с законом, регулирующим вопросы ратификации. Соглашения, регулирующие экономические, коммерческие и технические отношения, принятые на срок не более одного года, могут вступать в действие с момента промульгации, если они не влекут за собой никакие финансовые проблемы для государства и если они не ущемляют статуса личности, а также имущественных прав турецких граждан, находящихся за границей. В таких случаях эти соглашения должны быть представлены Великому Национальному Собранию Турции в течение двух месяцев со дня их промульгации.

Соглашения, связанные с реализацией международного договора, а также экономического, коммерческого, технического или административного соглашения, которые заключены на основании положений, указанных в законе, не требуют одобрения Великим Национальным Собранием Турции. Однако соглашения, заключенные в соответствии с этой частью и влияющие на экономические и коммерческие отношения, а также личные права человека, не могут вступать в силу до опубликования.

Соглашения, вносящие изменения в турецкие законы, должны соответствовать положениям части 1 данной статьи.

Международные соглашения, заключенные должным образом, принимают силу закона. Никакое обращение не может быть подано в Конституционный суд в отношении этих соглашений на том основании, что они неконституционные.

Е. Разрешение принимать постановления, имеющие силу закона

Статья 91. Великое Национальное Собрание Турции может предоставлять Совету министров право принимать постановления, имеющие силу закона. Однако основные права, личные права и обязанности, указанные в части 2 глав 1 и 2 Конституции, политические права, зафиксированные в главе 4, не могут быть регламентированы постановлениями, имеющими силу закона, за исключением периодов военного и чрезвычайного положения в государстве.

Предоставленное Совету министров право должно определять цель, сферу применения, принципы и сроки действия постановления, имеющего силу закона, и возможность принимать более чем одно постановление в течение того же самого периода.

Отставка или смещение члена Совета министров, окончание установленного законом срока полномочий не должны быть причиной прекращения полномочий, предоставленных на определенный период.

При одобрении постановления, имеющего силу закона до окончания установленного периода, Великое Национальное Собрание Турции должно также заявить о прекращении своих полномочий или их продолжении до окончания установленного срока.

Сохраняются положения, касающиеся принятых постановлений, имеющих силу закона, принятые на заседании Совета министров под председательством Президента Республики во время военного или чрезвычайного положения в государстве.

Постановления, имеющие силу закона, вступают в силу в день их публикации в правительственном вестнике. Однако более поздняя дата вступления их в силу может быть обозначена в постановлении.

Постановления представляются на рассмотрение Великого Национального Собрания Турции в день их публикации в правительственном вестнике.

Предоставленное Совету министров право и основанные на нем постановления обсуждаются в комитетах и на пленарном заседании Великого Национального Собрания Турции в первую очередь и безотлагательно.

Постановления, не представленные Великому Национальному Собранию Турции в день их публикации, прекращают свое действие в тот же день, а постановления, отклоненные Великим Национальным Собранием Турции, прекращают свое действие в день их публикации в правительственном вестнике.

Изменения в положениях постановлений, которые одобрены в качестве таковых, вступают в силу в день их опубликования в правительственном вестнике.

F. Объявление войны и разрешение использования Вооруженных Сил

Статья 92. Полномочие объявлять состояние войны в случаях, когда это считается законным с точки зрения международного права, за исключением случаев, когда требуется соответствие международным соглашениям, в которых Турция является стороной, или правилам международного этикета, посылать турецкие Вооруженные Силы в иностранные государства и позволять иностранным вооруженным силам размещаться в Турции, принадлежит Великому Национальному Собранию Турции.

Если страна подвергнется внезапной вооруженной агрессии во время каникул или в перерыве работы Великого Национального Собрания Турции и таким образом окажется необходимым немедленно решить вопрос об использовании Вооруженных Сил, Президент Республики может принять решение об использовании Турецких Вооруженных Сил.

III. Положения, касающиеся деятельности Великого Национального Собрания Турции

А. Созыв и роспуск на каникулы

Статья 93. Великое Национальное Собрание Турции собирается по собственному праву в первый день октября каждого года.

В течение законодательного года Собрание может быть на каникулах максимум три месяца. Во время каникул и перерыва между заседаниями оно может быть собрано Президентом Республики либо по его собственной инициативе, либо по требованию Совета министров. Спикер Собрания также может созывать Собрание либо по собственной инициативе, либо по письменному запросу одной пятой его членов.

Если Великое Национальное Собрание Турции созвано в период каникул или перерыва между заседаниями, то оно не может откладывать заседание или продолжить каникулы до рассмотрения в первую очередь вопроса, вызвавшего необходимость созыва.

В. Президиум Собрания

Статья 94. Президиум Великого Национального Собрания Турции состоит из спикера, заместителя спикера, членов-секретарей и членов-администраторов, избранных из числа членов Собрания.

Состав Президиума Великого Национального Собрания Турции должен обеспечить пропорциональное представительство участников каждой политической партийной группы в Собрании. Политические партийные группы не должны выдвигать кандидатов на должность спикера.

Выборы в Президиум Великого Национального Собрания Турции проводятся дважды в ходе одного законодательного срока. Срок полномочий избранных в первом круге — два года, а срок полномочий избранных во втором круге — три года.

Кандидаты на пост спикера выдвигаются из числа членов Великого Национального Собрания Турции и должны быть заявлены в Президиум Великого Национального Собрания Турции в течение десяти дней с момента созыва Великого Национального Собрания Турции. Выборы спикера проводятся тайным голосованием. В первых двух турах требуется две трети голосов от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции, а в третьем туре — абсолютное большинство от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции.

Если абсолютное большинство не может быть получено в третьем туре, четвертый тур проводится между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов в третьем туре: депутат, получивший самое большое число голосов в четвертом туре, избирается спикером. Выборы спикера завершаются в течение десяти дней после окончания срока, установленного для выдвижения кандидатов.

Число заместителей спикера, членов-секретарей и членов-администраторов, необходимое большинство, требуемое для их выборов, число туров и их порядок предусматриваются Регламентом.

Спикер и заместитель спикера Великого Национального Собрания Турции не могут участвовать в деятельности политической партии или партийной группы, членами которых они являются в Собрании или вне него; в дебатах, кроме случаев исполнения их обязанностей; спикер и его заместитель, руководившие сессией, не принимают участия в голосовании.

С. Регламент, политические партийные группы и служба безопасности

Статья 95. Великое Национальное Собрание Турции осуществляет свои действия в соответствии с Регламентом, принятым им самим.

Положения Регламента должны быть составлены таким образом, чтобы гарантировать участие каждой политической партийной группы во всей деятельности Собрания пропорционально числу членов, партийные фракции могут быть образованы только, если в них входят не менее двадцати членов.

Все административные службы и службы безопасности Великого Национального Собрания Турции во всех зданиях, сооружениях, пристройках и на всей территории должны быть организованы и проконтролированы аппаратом спикера Собрания. Необходимые силы по обеспечению безопасности и других аналогичных услуг представляются аппарату спикера Собрания соответствующими властями.

D. Кворум, требуемый для проведения сессий и принятия решений

Статья 96. Если иное не предусмотрено Конституцией, то Великое Национальное Собрание Турции должно собраться при кворуме не менее одной трети от общего количества членов Собрания и принимать решения абсолютным большинством голосов участников заседания; однако необходимое большинство для решений ни в коем случае не может быть меньше чем одной четвертой плюс один голос от общего числа членов Собрания.

Члены Совета министров могут уполномочивать министра голосовать от их имени на сессиях Великого Национального Собрания Турции, в которых они не могут участвовать. Однако министр не может иметь более двух голосов, включая собственный.

Е. Гласность и публикация дебатов

Статья 97. Дебаты, проведенные на пленарном заседании Великого Национального Собрания Турции, являются открытыми и публикуются без изменений в журнале протоколов.

Великое Национальное Собрание Турции может проводить закрытые заседания в соответствии с Регламентом; публикация дебатов таких заседаний зависит от решения Великого Национального Собрания Турции.

Открытые дебаты в Великом Национальном Собрании Турции могут быть свободно переданы через все средства массовой информации, если иное решение не было принято Собранием по предложению Президиума Собрания.

IV. Способы получения и контроля информации Великим Национальным Собранием Турции

А. Общие положения

Статья 98. Великое Национальное Собрание Турции осуществляет контрольную деятельность посредством постановки вопросов, парламентских запросов, общих дискуссий, интерпелляции и парламентских расследований.

Вопрос — это затребование информации, адресованное премьер-министру и министрам, на которое необходимо ответить устно или в письменной форме от имени Совета министров.

Парламентский запрос — это исследование, проводимое с целью получить информацию по определенному вопросу.

Общая дискуссия — это рассмотрение определенного вопроса, касающегося общества и действий государства, на пленарных заседаниях Великого Национального Собрания Турции.

Форма запросов, их содержание и сферы применения предложений относительно вопросов, парламентских запросов и общих дискуссий, а также порядок ответа, их обсуждение и рассмотрение регулируются Регламентом.

В. Интерпелляция

Статья 99. Предложение для интерпелляции может быть представлено на рассмотрение либо от имени политической партийной группы, либо за подписью не менее двадцати депутатов.

Представляемое на рассмотрение предложение об интерпелляции распространяется среди депутатов в напечатанной форме; включение предложения об интерпелляции в повестку дня должно быть обсуждено в течение десяти дней после обращения. В этих дебатах может получить слово только один из авторов интерпелляции, представитель от каждой политической партийной группы, премьер-министр или один министр от имени Совета министров.

Наряду с решением включить предложение об интерпелляции в повестку дня определяется дата обсуждения, однако дебаты не должны проводиться раньше чем через два дня после решения включить его в повестку дня и не могут быть отсроченными более чем на семь дней.

В ходе обсуждения предложение об интерпелляции, предложение о вотуме недоверия с указанием причин, представленных на рассмотрение депутатами или партийными группами, или запрос о вотуме недоверия Советом министров ставятся на голосование только после того, как прошел один полный день.

Для смещения Совета министров или министра при голосовании требуется абсолютное большинство от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции, где подсчитываются только голоса, высказанные «за».

Другие положения, касающиеся интерпелляции, при условии, что они согласованы с порядком деятельности Великого Национального Собрания Турции, и с вышеупомянутыми принципами, устанавливаются Регламентом.

С. Парламентские расследования

Статья 100. Парламентское расследование в отношении премьер-министра или других министров возбуждается по предложению минимум одной десятой от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции. Собрание должно рассмотреть и принять решение по этому вопросу в течение одного месяца.

В случае решения начать расследование оно должно проводиться комиссией из 15 членов, выбранных по жребию от каждой партии, исходя из трехкратного числа ее членов, выдвигаемых в комиссию пропорционально представительству партии в парламенте.

Комиссия должна представить сообщение относительно результатов расследования Собранию в течение двух месяцев. Если исследование не завершается в течение определенного времени, комиссии предоставляется дополнительный и окончательный срок еще в два месяца.

Великое Национальное Собрание Турции должно обсудить доклад в первую очередь и при необходимости может принять решение о передаче вопроса о соответствующем лице в Верховный суд. Такое решение принимается только абсолютным большинством от общего числа членов Собрания.

Политические партийные группы в Собрании проводят обсуждение или принимают решения относительно парламентских расследований.