Часть 4. раздел 2

Раздел 2. Экономические положения

I. Планирование

Статья 166. Планирование экономического, социального и культурного развития, быстрое сбалансированное и гармоничное развитие промышленности и сельского хозяйства по всей стране, эффективное использование национальных ресурсов на основе всестороннего анализа и оценки, а также создание необходимой организации для этой цели — обязанность государства.

В план включаются меры, предусматривающие укрепление национального процветания и производства, обеспечение стабильности в ценах и балансах во внешнеторговых сделках, поддержание инвестиций и их использование; при инвестициях учитываются общественные интересы и потребности, определяется цель эффективного использования ресурсов. Развитие предпринимательства осуществляется согласно этому плану.

Процедура и принципы подготовки плана экономического развития, их одобрение в Великом Национальном Собрании Турции, их выполнение и пересмотры, а также предотвращение поправок, нарушающих единство плана, регулируются законом.

II. Контроль за состоянием рынков и регулирование внешней торговли

Статья 167. Государство устанавливает меры для обеспечения и поддержания нормального функционирования денег, кредита, капитала, рынка товаров и услуг; препятствует образованию монополий и картелей на рынках фактически или на основе соглашения.

В целях регулирования внешней торговли, в интересах развития экономики страны Совет министров имеет право в соответствии с законом вводить или упразднять дополнительные финансовые обложения на импорт, экспорт и другие внешнеторговые операции в дополнение к налогам и подобным обязательствам.

III. Исследование эксплуатации природных ресурсов

Статья 168. Природные богатства и ресурсы находятся в распоряжении и под контролем государства. Право исследовать и эксплуатировать ресурсы принадлежит государству. Государство может делегировать это право физическим и юридическим лицам на определенный срок. Какие из природных богатств и ресурсов исследуются и эксплуатируются государством совместно с физическими и юридическими лицами, а также исследуются и эксплуатируются непосредственно физическими и юридическими лицами, определяется законом.

Условия, которые нужно соблюсти в таких случаях физическим и юридическим лицам, процедуры и принципы контроля и надзора со стороны государства, а также санкции, которые необходимо применить, определяются законом.

IV. Лесные заповедники и жители деревень лесных заповедников

Статья 169. Государство принимает необходимое законодательство и необходимые меры для защиты лесных заповедников и расширения лесных угодий. Районы лесного заповедника, уничтоженные пожарами, перезасаживаются лесом; другие сельскохозяйственные работы, а также размножение племенного скота в этих районах не проводится. Все иные заповедники находятся на попечении и под контролем государства. Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема. Государственные лесные заповедники управляются и эксплуатируются государством в соответствии с законом. Эти леса не могут приобретаться в собственность под видом истечения срока давности и не могут быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общественной пользы.

Действия и акты, которые могли бы повредить лесным заповедникам, запрещаются. Никакая политическая пропаганда, которая могла бы привести к уничтожению лесных заповедников, не должна иметь место; никакие амнистии или помилования, касающиеся только преступлений против лесных заповедников, не могут объявляться. Преступления, совершенные с намерением поджога или разрушения лесных заповедников, а также сокращения районов лесного заповедника, не могут быть включены в перечень случаев применения амнистий или помилований в других случаях.

Усечение границ лесного заповедника запрещается, за исключением тех областей лесных заповедников, чье сохранение с научно-технической точки зрения считается бесполезным, и наоборот, преобразование в сельскохозяйственную земельную собственность было найдено определенно выгодным, кроме мест, которые с 31 декабря 1981 года считаются полностью утратившими свое лесохозяйственное значение и используются под виноградники, садоводство, посадку оливковых рощ в районах интенсивного городского, поселкового и сельскохозяйственного строительства.

В. Защита жителей деревень лесного заповедника

Статья 170. Законом определяются меры для обеспечения сотрудничества между государством и жителями деревень, расположенных в или около лесных заповедников, контроля и эксплуатации лесных заповедников с целью обеспечения их сохранности и улучшения условий жизни их жителей; закон регулирует развитие областей, которые с научно-технической точки зрения по состоянию на 31 декабря 1981 года утратили ценность лесов; выявление и вынесение за границы лесов районов, сохранение которых в качестве лесов с научно-технической точки зрения найдено бесполезным; обустройство вышеупомянутых районов силами государства, в целях полного или частичного расселения жителей деревень лесного заповедника по деревням.

Государство принимает меры для обеспечения приобретения этими жителями сельскохозяйственного оборудования и осуществления других вложений.

Земельные участки, принадлежащие сельским жителям, выводимые из лесного заповедника, немедленно перезасаживаются лесом, и создаются государственные лесные заповедники.

V. Содействие кооперативам

Статья 171. Государство принимает меры, учитывая национальные и экономические интересы, для продвижения развития кооперативов, которые должны быть прежде всего предназначены для увеличения производства и защиты потребителей.

VI. Защита потребителей, мелких торговцев и ремесленников

А. Защита потребителей

Статья 172. Государство принимает меры по защите интересов потребителей, к проведению разъяснительной работы, поощряет самостоятельные шаги потребителей по самозащите.

В. Защита мелких торговцев и ремесленников

Статья 173. Государство принимает меры для защиты и поддержки мелких торговцев и ремесленников.