Защита прав потребителей в Турции

Права потребителей в Турции гарантированы Конституцией. Статья 172 Основного закона гласит, что Государство принимает меры по защите интересов потребителей, к проведению разъяснительной работы, поощряет самостоятельные шаги потребителей по самозащите. В этом направлении государство всегда поддерживало палаты, ассоциации, фонды, прочие профессиональные объединения и волонтерские агентства, которые созданы потребителями с целью защиты своих прав. Кроме того, при Министерстве промышленности и торговли было создано Главное управление по защите прав потребителей и конкуренции, и таким образом, обеспечено централизованное проведение работ в этой области. А 8 сентября 1995 г. с разработкой и введением в действие Закона No 4077 О защите прав потребителей, учитывая концепции и политические принципы ЕС в отношении защиты прав потребителей, завершено законодательство.

Закон No 4077 направлен на защиту здоровья, безопасности и экономических интересов потребителя в соответствии с общественно полезными целями, а также на осуществление мероприятий по просвещению и подготовке, на принятие мер по возмещению убытков и предотвращению экологических рисков, на поощрение действий потребителей по самозащите и созданию добровольных организаций.

С данным законом турецкая правовая система познакомилась с такими новыми организациями, как потребительские суды, арбитражные комиссии и советы потребителей.

Арбитражные комиссии были созданы с целью разрешения споров, возникающих между потребителями, также продавцами и поставщиками. Эти ко-миссии осуществляют свою деятельность в областях при Областных управлениях Министерства промышленности и торговли, и в районах при управлениях каймакама (органы местного управления, подчиненные губернатору). В стране действует в общей сложности 975 Арбитражных комиссий по проблемам потребителей. С целью обеспечения более эффективного и качественного выполнения функций Арбитражными комиссиями организовываются курсы обучения областных и районных председателей арбитражных судов и третейских судей по проблемам потребителей.

А потребительские судебные палаты рассматривают все споры, которые возникают в связи с применением Закона No 4077. Потребительские судебные палаты, находятся в зданиях суда каждой провинции и района. Количество потребительских судебных палат по всей Турции достигло 26.

В местах, где отсутствуют потребительские судебные палаты, судебные палаты по гражданским делам первой инстанции или судебные палаты по торговым делам первой инстанции выполняют свои обязанности как потребительские судебные палаты.

С осуществлением полного соответствия законодательству по защите потребителей ЕС, для защиты потребителей на намного высшем уровне, были выполнены требуемые изменения в Законе No 4077, и 14 июня 2003 года Закон No 4822 приобрел юридическую силу. С осуществленными изменениями в законе судебным комиссиям по проблемам потребителей даны полномочия принимать обязывающий вердикт, в спорах до определенной денежной суммы, для 2010 года этот лимит денежной суммы определен как 938.75 ТЛ.

Информационная система потребителей (TUBIS) введена в эксплуатацию в первом месяце 2010 года. С учреждением этой системы была налажена интеграция судебных комиссий по проблемам потребителей с другими судебными комиссиями по проблемам потребителей и министерством и получение с электронной подписью из одной точки жалоб потребителей. Кроме этого, с информационной системой потребителей (TUBIS) был сделан важный шаг во имя осуществления в электронной среде всех работ и процедур, входящих в рамки Закона No 4822, обучения и информирования потребителей, возможности обеспечения координации с международными учреждениями потребителей при международных потребительских спорах и поддержания процессов вердикта потребительских судебных палат и судебных комиссий по проблемам потребителей при потребительских спорах.

А важным инструментом при информировании потребителей является функция освидетельствования. Процедуры гарантийного сертификата и удостоверение о квалификации услуг после реализации с 2008 года можно осуществлять через интернет в режиме реального времени. В 2009 году было подтверждено 13.163 гарантийных сертификатов, 4.439 удостоверений о квалификации услуг после реализации, 23 сертификатов на разрешение реализации с кампанией по организации и стимулированию сбыта и 202 лицензии на продажу с доставкой.

С целью определения принципов, которыми надо руководствоваться в коммерческих рекламах и объявлениях, исследования коммерческих реклам и объявлений в рамках этих принципов и принятия решения о требуемых санкциях к рекламам и объявлениям, в которых в результате исследования выявлены несоответствия, был учрежден Рекламный Совет. В 2009 году с целью создания осведомленности и повышения уровня осознанности насчет рекламного законодательства фирм, дающих рекламу, были проведены обучающие семинары на секторальной базе.

В рамках защиты потребителей в 2009 году была выполнена проверка на 29.688 фирмах, было проконтролировано 282.486 изделий и 1.440 фирмам, которые занимались деятельностью, противоречащей Закону No 4822, был применен административный денежный штраф общей суммой 153.329.984 ТЛ.

К концу 2009 года в Турции находятся 77 потребительских организаций, которые состоят из 72 потребительских союзов, 2 потребительских федераций и 3 потребительских фондов, действующих в сфере защиты потребителей.

В рамках переговоров участия ЕС-Турция, продолжает работу технический комитет с целью завершения предусмотренных критериев для закрытия главы по защите потребителя и его здоровья, который был открыт на переговорах, проведенных 19 декабря 2007 года.

Миссия Национального агентства координации при Комитете потребительской политики, который был учрежден при Директорате науки, технологии и промышленности Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), выполняются со стороны Турции. Было обеспечено участие в Комитете потребительской политики, который был проведен в марте 2009 года, и был сделан вклад в проводимые работы по безопасности изделий и электронной торговле.

Турция в июле 2008 года сделала вступительное заявление в Международную сеть по защите потребителей и исполнению решений (ИКПЕН), членом которого сейчас являются 38 государств, и целью которого является обеспечение международного сотрудничества между учреждениями, применяющими закон и обмен информацией насчет международной коммерческой деятельности, влияющей на выгоды потребителей и это заявление было ратифицировано.